Обо всем

Малая перезагрузка. Часть II

Позавчера я предположил, конечно жеж, ошибочно и субъективно, что в (на) Украине происходит некое подобие перезагрузки страны. Оно вызвано тем, что старый уклад себя изжил, а некая сила или силы, воспользовавшись удобным моментом, решили так сказать переучредить страну под свои хотелочки.

Запилить таку себе Украину 2.0, а то старая сломалась.

А пока я ошибочно все это предполагал, Дениска Шмыгаль, который уже год с небольшим шмыгаляет в кабмине Украины, заявил, что Украина станет членом ЕС через 5, ну максимум через 10 лет.

Как? Для меня загадка.

Я уже рассказывал как выглядел прием в ЕС других стран, как устроен бюджет ЕС изнутри, и какие перспективы у Украины туда попасть исходя из всего этого.

Ну Бог с ним, с Дениской. Он цельный Премьер, ему виднее.

А я седни продолжу продолжать рассказывать, как по моему мнению двигалась Украина к сегодняшнему состоянию, чтобы затем ошибочно предположить, что я понимаю под перезагрузкой.

К концу 90-х Украина сформировалась как государство с зомби-экономикой. По идее это труп в экономическом плане, но он почему-то шевелился.

Если еще в 1994 году зарплату на свежеприватизированных заводах часто выдавали собственной продукцией, то уже в 1996 ввели гривну, как-то устаканилась инфляция и шота начало проклевываться в крупных городах.

Начало проклевываться — это появился хоть какой-то внутренний спрос хоть на шота. Некоторые даже бросили сажать картофан, а стали его покупать у тех, кто не перестал.

В те незапамятные времена экономика Украины была подозрительно россиезависима.

Вроде бы свободная и независимая страна, торгуй с кем хочешь, развивайся и все такое, но нет. Второй Франции, как обещалось, как-то не подвезли.

Две страны имели настолько тесные экономические связи, что дефолт 1998 года, когда Россия отказалась обслуживать свои ГКО (оборот которых сильно напоминал пирамиду, привет ОВГЗ) без промедления увалил по украинской гривне.

И она че сделала?

Ну что и всегда, собственно. Как говорится, в любом непонятном случае девальвируй.

С 1.89 гривны за доллар до 3.42 в конце 1998 года и продолжила фестиваль в 1999-ом, остановившись на отметке шота там 5.21.

И так получилось, что из союза Украина вышла с плановой, а в 2000-е вошла уже с семейно-клановой экономикой.

Ни о какой рыночной модели между двумя этими датами речь не шла.

Олигархи, которым надоело, что их тупо доит власть, решили сами стать властью. Приближенные к власти родичи быстро становились олигархами. Все смешалось и плотно переплелось.

Киевстар, в простонародье Кучмастар, ну прям картина маслом для иллюстрации.

По официальной версии, Игорюня Литовченко прям супермегагига связист и бизнесмен. Профессионал, которых мало, а скоро ваще не будет, хоть до раны прикладывай. Даже книжку накропал какая он акула бизнеса.

Но злые языки клеветали, что сам Игорек братан одного из бывших предводителей фонда госимущества, отдел по корпоративным клиентам возглавляла дочурка министра МВД, в маркетологах там одно время терлась дочка того, нада кого, ну и все в таком духе.

Ну а че? Раз за дело берутся такие мощщные профессионалы — успех гарантирован.

Они в своей придуманной реальности даже ордена и медали себе же присваивали. Конкретно у Литовченко ордена «За заслуги» I, II, III степеней.

Несомненно заслужил. Элита Украины, че тут скажешь?

Обычные юниты живут своей жизнью, а власть своей, но уже начинают пересекаться, потому как деньги очень нужны, ибо власть не может работать впроголодь.

С 2000 начала переть экономика. Тока вы не подумайте, шо это результат реформ или преимущество странной экономической модели. Просто повезло в плане растущих цен и спроса во всем мире.

Секрет успеха прост как дверь.

Берем дешевый газ у русских, делаем на основе его ништяки в виде труб, удобрений, еще какой-то хрени, толкаем это на прущий как на дрожжах мировой или соседский рынок, бабло выводим за кордон.

Берем в аренду за бесценок землю и колхозников пашущих за копейки. Сажаем всякие ништяки типа подсолнечника, рапса, пшеницы, кукурузы, толкаем это все за кордон, бабло приныкиваем в баксах до следующей посевной.

Ну и там еще по инерции шота шевелилось в машиностроении и оборонке.

Русским тоже поперло.

Упавший рубль сильно удешевил стоимость их металла в производстве, нефть дорожает, потом и газ подорожает, бабла полные карманы и они потихоньку начинают скупать активы на (в) Украине, которые им очень весело продают по договорнякам.

Например, сеть заправок уходит за какие-то смешные деньги, ваще кагбэ мимо бюджета. Правда, если я попрошу толкнуть мне хотя бы одну заправочку за этот ценник, то завтра меня могут найти в лесопосадке немнога с лишней дыркой в организме. Такой вот странный бизнес.

Украине от союза перепала газовая труба и подземные хранилища. В результате по этой трубе в ЕС течет газ, Украине перепадает газ в учет оплаты транзита и она еще немножко отбирает себе, но это не точно.

Это все станет объектом газовых войн, которые бушевали с 90-х до 2010-х, с воровством газа, шантажом ценой, выяснениями кто кому Рабинович и обеспокоенностью ЕС от таких надежных поставщиков и транзитеров вместе взятых.

А шо ж происходило с теми, о ком по идее должно заботиться государство? А они находятся фактически на самообеспечении.

И вот эта пресловутая низовая коррупция в (на) Украине, по моему скромному мнению, началась как выживание на фоне забитого болта со стороны независимого государства.

Например, ГАИ ремонтировало и заправляло развалюхи за свой счет, потому что денежное довольствие не предусмотрено бюджетом. Новые машины выдавали таким хмырям, как «Кобра». Была такая будка при ГАИ, которая сопровождала элиту на покатушках по стране. Правда бенз им тоже не выдавали. Они трясли на взятки мелких ГАИшников. Ну а те сшибали с водителей поначалу на самое необходимое, но аппетиты быстро выросли. И все превратилось в план по взиманию взяток спускаемый сверху.

Милиция ездила на вызовы тоже за свой счет, хорошо хоть проезд в транспорте был бесплатный. Сшибали со всех сторон, как с потерпевших, так и с криминала. Аппетиты выросли еще быстрее, чем у ГАИ. Палочная система, когда есть план по раскрытию преступлений вычистила романтиков и профессионалов, оставив в рядах откровенных подонков и бизнесменов.

Пожарные ваще канфэта! Приедут, потушат, а заодно и пошмонают. Могли даже телик вынести. Сгорел, жэ! А проверка предприятий на предмет лишних денег и огнетушителей стала таким же плановым событием как и у ГАИ.

Как обстояли дела с поставками лекарств и материалов в больнички, я думаю рассказывать не нужно. Зарплаты докторишек я даже называть не буду, ибо это курам на смех. Тоже крутились как могли. Сначала брали стыдливо и что дадут, ибо больные были сами крайне бедны. Потом появился прайс, но делали скидки по-человечески исходя из оценки платежеспособности пациентов. Вряд ли ошибусь, если скажу, что эскулапы в большинстве своем скатились в бездну алчности позднее всех, как-то пытаясь оставаться человеками.

Учителя в школах в вечном пролете. Ну на ремонт и шторы, разве шо, удавалось сшибать, но все равно жизнь их уныла чуть более чем полностью. Потому как ремонты тоже делали за свой кошт. Вернее родительский. Чем руководствуются люди, решившие посвятить себя этой профессии в (на) Украине для меня загадка.

Преподы в ВУЗах чувствовали себя сильно по-разному. Опять же выживали, как могли, почти все. У нас на кафедре взятки не брал только один человек, всего по институту таких можно пересчитать по пальцам двух рук. Но некоторые пускали взятки с аренды казенных помещений на печать научных работ, какие-то покупки для родного ВУЗа, порою весьма весомые, типа компьютеров для обучения студентов. Другие же довольно неплохо на этом зарабатывали для себя любимого.

Результат этого всего вы можете сейчас обозревать среди грамотных профессионалов, которые рулят Украиной так, как они себе это представляют исходя из своего объема знаний и полученных навыков.

На жэсточайшем подсосе традиционно оставались пенсионеры. Эти бедолаги поначалу перебивались натуральных хозяйством, кто имел возможность и силы, но после каждого, считай на протяжении полутора лет ежемесячного обвала гривны, все скатывалось в нищету. Потому как цены неуклонно росли на все, а мизерные пенсии кагбэ не очень. Заботу о них взяло на себя следующее поколение, то бишь их дети. Кому с детьми не судьба, ну тому и жить собственно тоже не судьба.

Единственное шо выручало все слои населения, это копеечная коммуналка, которую впрочем многие не платили. Кто, опять же по бедности, кто по хитрожопости, потом эти долги простили всем. И тем, кто недоедал, чтобы заплатить за квартиру как-то стало обидно.

И тут государство вдруг внезапно обнаружило, шо доить олигархов в прежних объемах уже не сильно получается. Аппетиты подросли, ну и они уже кто друзья, кто родичи, кто подельники. И вот на этом моменте параллельные доселе реальности пересеклись.

Стал развиваться, кагбэ так выразиться, подвид экономики шоле. Есть экономика большая, экспортно ориентированная. Это там где-то наверху. А на фоне экономического роста в 2000 — 2008 образовалась внутренняя экономика. Вот на ее субъектов с олигархов и переключилась власть.

Но и ей не суждено было стать рыночной.

Она больше походила на дичайшую смесь административной и теневой шоле. До сих пор не могу внятно для себя ее классифицировать.

Отчасти в этом виноват дефолт 98 года, и последовавшее за ним пикирование гривны.

В нормальном государстве как все выглядит обобщенного и грубо?

Есть фирма, клиенты, затраты, доход. Доход приходит на счет, что-то уходит на затраты, что-то уходит на налоги, что-то уходит на зарплаты, остальное прибыль. Все более менее прозрачно, можно регулировать, где прикрутить, где ослабить.

В (на) Украине все выглядело так.

Есть бизнес, у него есть клиенты, затраты, есть доход. В конце определенного периода доход выводится через обналичку в кэш, поначалу сразу же конвертируемый в доллар, потом с этим попустило, и курс долго оставался около 5 с копеечкой. Этим кэшем покрывались большинство затрат, зарплаты, что осталось — прибыль. Налогов тут кот наплакал, а фирмы-одуванчики, оформленные на жмуриков или бомжей ваще кагбэ норма. Зато бухгалтер не нужен, че ту бухгалтерию вести?

Но тут появлялась налоговая, которая на глазок оценивала объемы и прибыльность бизнеса, после чего в приказном порядке выкатывала условия сколько должны платить налогов, что и в каких объемах можно относить на затраты и какой должен быть белый фонд оплаты труда.

Как вы понимаете механизм рыночным назвать сложно. Потому что в самой налоговой набирали ну кагбэ колхозников. И сколько фирм прекратило свое существование по причине того, что инспектор вчера коров и девок по сеновалам за сиськи дергал, а сегодня оценивает, сколько этот бизнес приносит исходя из своего колхозного понимания, не поддается исчислению. Вот казалось ему шо там многа денег, значит должны заплатить. Над директором и бухгалтером висит уголовочка, так шо никуда не денутся.

Но с другой стороны если прикормить отдельных налоговиков на местах, то появлялся, ва-первых зазор в прибыли, деребанемый с инспектором, а не с государством, а ва-втарых можно было снять с пробега конкурентов.

Но у налоговиков быстро росли аппетиты и они могли увеличивать планы на поборы или штрафовать повторно, или же заявиться и сказать, шо седни у начальника день рождения, поэтому нада денег.

Это все было отягощено конкуренцией кланов. Был один клан у власти, значит кошерно было обналичиваться вон там вот под вот такой процент. Пришел другой клан к власти, прибежали налоговики оштрафовали за обналичку в неправильном месте, и нашептали где правильно обналичиваться.

И тут появились чОткие и успешные украинцы. Они по сути были выходцами из обычных украинцев, но ушедшие в бизнес и там добившиеся успехов в их понимании. А понимание простое. Чем больше бабла — тем ты успешнее. Пути и способы его получения не волнуют, токсичность денег нулевая.

Поначалу они хотели принадлежать к элите, но элита старательно отгоняла их, перераспределяя заработанное ими бабло с помощью «блатных» номеров, каких-то ксив — «вездеходов», крыш для бизнеса от СБУ, прокурорских, налоговиков, еще каких-то.

Какая-то часть из них все-таки просочилась в элиту, путем всяческих выборов, перевыборов и покупки должностей. Чуть позже покупка должностей вообще вошла в раж, и чтобы стать, к примеру, гаишником нужно было занести шота там 5 000 баксов, но всякие лжецы, льющие грязь на украинскую светлую действительность рассказывали, что эти деньги с лихвой и быстро отбивались. Чуть ли не за пару месяцев шоле, зависело от региона.

По лживым и непроверенным слухам ровно тоже самое творилось и в судах, в прокуратуре, в нотариате.

Вдобавок ко всему посредине роста случилось это.

Насупил 2005 год, последний, когда Украина сводила торговый баланс хоть как-то. То бишь жила по средствам.

Началась эра потребления чОткими и успешными, которые теперь тоже хотели выделяться роскошью. На это наложилось растущая импортозависимость даже в такой мелочи, как шурупы и гвозди, не говоря уже о чем-то более продвинутом.

А как ей не расти, если привезти из Китая или России дешевле, чем произвести внутри страны? Таможенникам отслюнявил фиксированную цену за контейнер и вези в нем, че хош. А производство это геммор, зарплаты, налоговики, и цена сразу неконкурентная от слова совсем.

А поскольку с налогами все грустно, с таможенными платежами все грустно, с поступлением валюты от больших дядь все грустно, а с желанием жить па-багатому все хорошо, с 2005 года и по сей день Украина живет в долг, каждый год занимая денег, чтобы покрыть разницу между заработанным и потраченным.

Фууух. Вспомнил, аж прослезился. Но паскоку уже многа букав, продолжим в следующий раз.

Tags

Related Articles

Close
Close