Прошлая жизнь

Дураки и дорога.

Это было лет тринадцать назад. Мы как раз переехали в первый дом и жили на стройке. В прямом смысле этого слова.

Это была не стройка внутри, как незаконченная отделка второго этажа, или снаружи, в виде слабо обустроенного двора. Это была стройка в квадрате. Даже в кубе. То справа, то слева по улице кто-то постоянно затевал свою личную уютненькую строечку. Ну и естественно туда тут же подтягивались вереницы тридцатитонных трехосевых машин, сгружавшие щебень с песком прямо во двор новоявленным частным застройщикам.

На то время подвоз сыпучих стройматериалов — это была целая отрасль. Как всегда, все на уровне стартапа конечно жеж. Куда ж без этого?

Покупался уреканный «Камаз» — самосвал, на него наваривались дополнительные борта, и вот тебе кусок хлеба. Поначалу даже с маслом. Надо было договориться на ближайшей ЖД станции, куда свозили щебень и песок вагонами, потом договориться со счастливым застройщиком и разницу между оптовой ценой и недовесом положить в карман.

Но недолго музыка играла. Ушатанные «Камазы» сменили новенькие китайские тридцатитонники, а песок начали просто воровать возле реки или в лесу. Щебень, правда, как возили со станции, так и продолжали возить, но с одним отличием. На «Камазе» много не украдешь на недосыпе. Ну, две тонны. Ну, три. А потом уже «на глазок» заметно и застройщик мог просто послать и не заплатить за наглость. В тридцатитонной машине с этим все было гораздо веселее и прибыльнее.

Вот из-за такой эволюции стартапов заказывать сыпучку «Камазами» стало просто не рентабельно, ибо цена отличалась не сильно, а вес в два раза, а то и больше, в зависимости от наличия остатков совести у стартапера. Конкуренция.

Любой проезд большегрузного самосвала превращал нашу грунтовую дорогу в хлам. Даже не так. Если грузовик проезжал летом или зимой, то тогда в хлам. А вот если весной или осенью — вот тогда сильно пожиже. Для иллюстрации могу сообщить, что упавший с борта фундаментный блок тонул полностью за пару осенних недель. Погружался в глину медленно, но неотвратимо.

В общем, дорога эта была наша общая головная боль. Даже не головная, а сильно ниже спины.

Легковые автомобили могли проехать только в средине лета или зимы. В межсезонье их оставляли за 700 метров на парковке и шли пешком, надев на ноги полиэтиленовые пакеты из супермаркета. С внедорожниками все было получше, но была проблема с мойкой, ибо один проезда туда-обратно и машину можно снимать для рекламы какого-нибудь трофи.

Вдобавок ко всему, с вездеходами была другая проблема. Развернуться в колее от тридцатитонника мог не всякий водитель. Тут опыт нужно иметь и машину чувствовать. Ну а уж сколько мы передвижных цирков с конями насмотрелись из тех, кого обманули в автосалоне продав недоразумение паркетного типа и обозвав его автомобилем повышенной проходимости — тут даже и не счесть.

За пару лет эта ситуация немного стабилизировалась из-за того, что строительный мусор от всех строек-ремонтов выносили на дорогу. Он тонул, и со временем непроездные месяцы сократились до недель, если брать в годовом пересчете. Но очередной застройщик мог испортить начало рабочего дня тем владельцам легковушек по всей улице, кто не успел выехать до привоза щебня. Тогда надо было срочно искать грейдер или брать в руки лопату, в зависимости от финансовых возможностей и времени года.

Но как говорится, на каждой улице рано или поздно перевернется грузовик с мороженым.

Вот и на нашей случился праздник. Конкретно к нам он пришел в виде демонтируемого неподалеку здания, которое разбивали здоровенной гирей, грузили в тридцатитонники и вывозили куда-то там. Вывозили в никуда они очень недолго, ибо были оперативно перехвачены соседом, который жил напротив меня, и за сходный кошт перенаправленны на нашу улицу.

Я как сейчас помню сумму этого проекта. Опосля очередного кризиса образца 2009 года у гривны случилась почти кратная девальвация. Вместо 5 гривен, доллар стал стоить 8. Так что затраты каждого домохозяйства на нашей улице составили 800 гривен за машину, или по факту 1600 гривен со двора, поскольку аккурат перед фасадным забором влазило две машины.

Казалось бы, вот оно — счастье! Осталось только найти здоровенный грейдер и закатать все кирпичи в будущую дорогу.

Да! Но нет.

Все началось с того, что сосед, положивший свои кровные на это мероприятие не смог собрать с соседей причитающуюся с них долю. У того не было, этот отдаст завтра, а вот те вообще отказались платить. Мы там не живем, нам не надо. Недельная ругань результата, ну окромя потраченных нервов, не принесла. Кучи кирпича как лежали, так и лежат, грейдер никто не ищет. Сосед в обиде, все на морозе. Улица ходит домой пешком.

И тут, внезапно, одни из особо пострадавших, по их мнению, соседей начали собирать целый кирпич, и тачками возить его к себе во двор. Они считали себя пострадавшими в особо крупных размерах из-за того, что имели угловой участок, и соответственно заплатили дороже всех. Их примеру последовали остальные. Кучи кирпичей стали быстро таять. Буквально через пару дней целые кирпичи экспроприировали, и на дороге остались одни половинки, перемешанные с кладочным раствором.

Но тут подключились те, кто деньги так и не сдал. Кучи тают, как снег с приходом капели, а им жеж ничего не достанется. Тут же нашлись недостающие финансы, и потянулись муравьи с тачками битых кирпичей по дворам. Кучи стали таять быстрее, вместе с надеждой на хоть какую-то дорогу.

Вы даже себе представить не можете, на что способны люди, у которых есть битый кирпич, доставшийся практически нашару.

Из него начали строить какие-то бани, гаражи, навесы, крыльца. Причем сами себе выискивая проблем. Построили из мусора крыльцо. Все б ничего, но выглядит откровенно убого. Так надо тогда его оштукатурить! Ну и так по кругу. Или в цвет краски не попал, или дом кирпичный, а пристройка под штукатуркой. Или на гараж кирпича не хватило, пришлось докупить, но выглядит все равно убого.

Очередной сосед затеял очередную стройку, и китайские грузовички очень резво укатали сильно поредевшие кучи, оставив отличную кирпичную колею. Вот с нее легковушке уже не выскочить, и лопата там не сильно помогала. Все, у кого были внедорожники ездили более-менее, остальные открыто материли соседа, который все это затеял и пересыпали ходовую, прикручивали оторванные глушители и все такое.

Пришла зима, стало полегче. Затем весна, все естественным способом утонуло, я изловил проезжавший мимо грейдер и за свой счет выровнял дорогу от начала улицы до своего дома. Сосед занес полтинник и бутылку коньяка, которую мы с ним и ухнули в тот же вечер. Все остальные традиционно отморозились.

Через неделю очередной частный застройщик затеял строечку…

Такие дела.

Tags

Related Articles

Close
Close