Беларусь — страна контрастов. Часть II.
Этот пост о Республике Беларусь, который написан под впечатлением от краткосрочных набегов на эту страну с транзитной целью. Он точно так же, как и первая часть, полон личного субъективного мнения чуть менее чем полностью. В связи с этим он может содержать недостоверные факты как об управленческом гении Бацьки всея Беларуси, равно как и о невыносимой жизни под гнетом последнего европейского диктатора. Говоря другими словами я просто проезжал мимо. Это был типа дисклэймер.
Заправке за доллары я сильно обрадовался, и уже было раскатал губу на все остальное, типа воды и кофе в призаправочном магазине. Однако тут же потерпел фиаско, ибо нарвался на решительное «нет» со стороны оператора АЗС. За валюту можно было купить только топливо.
Ну нет, так нет. Че так возмущаться? У меня же есть пару свободных копеечек на карточке! А подавайте-ка мне кофею, братья белорусы! Куда тут у вас карточкой тыкать?
И вот тут я удивился второй раз. Их потом будет еще много этих разов. Но вот конкретно этот я почему-то запомнил. С карточкой прошло все хорошо. Пусть не с первого раза, но расчет прошел.
А вот с кофе…
Я как-то не сразу обратил внимание на простыню, которая вылезла вместо чека. А зря. Продавец, уткувшись в свою копию моего фискального документа, начал натурально компоновать заказ. Читает, бормочет, чота складывает. Я забуксовал. Я жеж покупал только один кофе. Чего там складировать? Смотрю в свою версию мини-рулона туалетной бумаги, и начинаю прозревать:
- Тарелка одноразовая пластиковая 1 шт.
- Стакан одноразовый картонный 1 шт.
- Крышка для стакана одноразового пластиковая 1 шт.
- Оболочка защитная из картона для стакана 1 шт.
- Палочка для размешивания сахара пластиковая 1 шт.
- Сахар порционный 5 грамм 2 уп.
- Кофе молотый 30 грамм 1 шт.
- Сливки 30% жирности 25 мл 1 уп.
- Вода горячая 90 градусов 120 мл.
И это я заказал один из самых простых разновидностей кофе. Типа кофе с молоком. А есть же еще и капучино всякие! Пока я прозревал, мне насыпали белорусский лего-кофе, если можно так выразиться. Выдали все вышеперечисленное наваленное горкой в одноразовой тарелке и махнули рукой куда-то в сторону.
Проследив за взмахом, я взглядом уткнулся в кофе-машину.
Здоровенный, красивый, мигающий цветным экранчиком кофейный автомат. Все оказалось до боли просто. Подставил стаканчик, нажал скока там нада сахара, выбрал порцию молока, княпнул на княпочку и шайтан-машина заурчав выдала ароматный кофе. Кстати очень и очень приличного качества, а не от те помои наполовину со смолой, которые попались где-то посреди родины.
Сам себе собрав кофе из купленных запчастей, я решил расспросить продавца на предмет того, а шо это было. Как внезапно оказалось в этой ихней Беларуси всякие эти проверяльщики бессмысленные и беспощадные. Ибо если оператор АЗС приготовит мне кофе лично, то это уже кафе.
А если я купил набор «сделай сам», то это не заведение общепита, а просто точка розничной торговли. А к ним совсем другой подход и кары в случае чего. А вот это вот «в случае чего» наступает всякий раз, как приходя проверяльщики. У них не бывает без нарушений, у них бывает — плохо проверяли. Вот и приходится выкручиваться.
Ладно. Хватит удивляться и хорошо бы ехать дальше, поскольку солнце в зените, а валить еще через всю страну.
Я не знаю, сам ли Бацька до этого додумался, или ему кто нашептал, но в Беларуси начали строить платные дороги. Причем начали строить в несвойственном для Украины порядке. Сначала они строили шикарнейший автобан, а только потом делали его платным.
Дикари!
Но мне показалось, что основная функция конкретно белорусских платных дорог — это собирать штрафы, а не плату за проезд, но это не точно.
Ибо все сделано было как-то странно.
Сама платная дорога начиналась примерно посредине страны, а вот возможность купить чудо приборчик, который обеспечивал автоматическую оплату, была только на въезде. То бишь если ты тупанул, и не заехал на первую от кордона заправку за шайтан-коробкой, в следующий раз купить ее ты сможешь только минимум трижды нарушив правила проезда. А это уже 300 евро штрафных санкций.
Всего же рамок-считывателей оплаты на то время было семь штук, сиречь по незнанию можно было очень весело встрять на 700 евро.
Ну как по незнанию? Скажем так по игнорированию и пренебрежению. Большие плакаты предупреждали о платной дороге. Правда, уже сильно потом, когда ты уже проехал волшебную заправочку, а возвращаться как-то лень.
Оплата проверялась отдельными бодрыми чувачками на серых новеньких микроавтобусах «Фольцваген». Они тормозили всех подряд, просили права с техпаспортом, и удалялись в свой бусик, где чота там цокали в ноутбуке. После удачного цоканья по клавишам, они требовали штраф, обильно подкрепленный материалами фотофиксации нарушения. У кого денег на штраф нет — того в суд, который очень резво арестовывал автомобиль до выплаты компенсации.
Некоторые часто ездящие и очень везучие товарищи, которые положили на покупку приборчиков в силу мало понятного алгоритма их приобретения, подарили Республике Белорусь свои корчи, по причине того, что штрафов на них насобиралось больше, чем они стоили.
Но я об этом знал с самого начала по воплям на форумах. Все сводилось к тому, что свободолюбивые украинцы не привыкли вникать во многабукав, и ваще ожидали, что им приборчики будут предлагать прямо поднося их под боковое окно водительской двери, а реальность оказалась иной.
В реальности, приборчик приобретается у тетеньки, которая еще живет в СССР ибо у нее есть обеденный час, во время которого окошко закрыто и на вопросы вам никто не ответит. И это если вы найдете эту неприметную будочку с огромным логотипом на вывеске.
Я как раз попал на начало обеда, но тетя увидев, как я расстроился с барского плеча отпустила мне эту шайтан-пищалку в свой законный обеденный перерыв. Залог за коробочку был чота около 20 долларов, в пересчете на кучу белорусских нулей, и на счет нужно было залить такую же сумму. Остаток оплаты и залог можно было вернуть на той стороне Беларуси, сдав коробочку на крайней к границе заправочной станции. Забегая наперед скажу, что тогда я за проезд заплатил около 9 баксов, уж не знаю дорого это или дешево.
Конечно, сэкономленный час на ожидании конца обеда — это была удача, но как говориться «кабы не обернулись бы убытком прибыли сии.»
Про это я узнал, когда подъехал к первой деньгосъемочной рамке…