Семейный ресторанчик

Вечер решает все.

Вечер в нашем уютном ресторанчике кардинально отличался от утреннего затишья и обеденной вакханалии. Вечером к нам приходили адекватные, воспитанные люди, за редким исключением.

Странно было другое. Практически никто из наших вечерних завсегдатаев не посещал нас в обед. За исключением двух-трех человек. Эти клиенты отличались от рыскающих в поисках дневных обедов примерно так же, как отличаются между собой китайский Iphone с двумя СИМ-картами и телевизором и оригинальное детище фруктовой компании из Купертино. Средний чек составляли 20 — 30 евро со столика, что вселяло надежду на то, что призрак «фрэш-бара на сельской дискотеке» все-таки останется призраком.

Но среди этих клиентов была другая проблема. Они на 100% привлекались методом «сарафана». Т.е. у нас кто-то когда-то бывал, кому-то рассказал, и вот они пришли посмотреть. Никакие рекламные компании вообще их не касались никоим образом. Только личная рекомендация. С одной стороны мы получали лояльных клиентов, а не «пивную пену», пришедшую узнать «Да шо ж там такое?», а с другой стороны их количество росло медленно. В отличие от наших расходов. Но это исключительно была наша ошибка. Нам катастрофически не хватало финансового ресурса, чтобы дождаться результата.

Тут такая особенность. Что такое лояльный клиент, который прям вот «ваш в доску»? Это тот клиент, которого вы видите примерно раз в пару недель. Ну а если он приходит раз в 10 дней, то это человек, влюбленный в ваше заведение. Люди не могут питаться одним и тем же каждый день. Они хотят разнообразия. У них есть какие-то свои обстоятельства и предпочтения. И вот эти два фактора «сарафанное радио» и посещение раз в 10-14 дней сильно растягивают во времени формирование круга постоянных клиентов.

Еще одна обширная часть вечерних клиентов — это голодные туристы. При выборе места четыре отеля, один из которых был в нашем здании, кагбе неиллюзорно намекали, шо туристы будут. Так и случалось. Мы работали до последнего клиента, что было указано на двери и во всех жалобных книгах, и иногда после совсем неудачного дня, вечер переставал быть томным. Поздние гости тянулись хотя тоненьким, но стабильным ручейком. Это были самые лучшие клиенты.

Ва-первых они ели с аппетитом. Причем не важно, заказывали они один салат или три на двоих, чтобы все попробовать. Они получали удовольствие от еды, от атмосферы, от общения. И для таких клиентов приятно готовить и стараться. По ним было видно, что все, что делается есть кому оценить.

Ва-втарых они, поскольку были на отдыхе, почти все были в хорошем настроении и не пытались выплескивать свои эмоции на персонал. Атмосфера была уютной и добродушной.

Ну и в третьих средний чек был 30-50 евро. Один столик приятных в общении людей, которые не пытаются вынести мозг официантке, просто потому что пользуются положением, не требующих залить все сметаной в три слоя — против 10 столиков любителей «дневных обедов» кагбе неиллюзорно намекал, шо с обедами пора заканчивать. Одной жопой на трех стульях не усидишь, так что пусть обедают, где хотят.

Так же в лютый вин можно было записать тот факт, что возврат туристов за одно посещение нашего города составлял 85%. Т.е. восемь клиентов из десяти возвращались к нам в течении 2 — 3 дней. Возможно, не стоит себе льстить и разгадка этого феномена в том, что не мы такие хорошие, а вокруг заливали говна сметаной, а мы всего лишь на их фоне заметно выделяемся. Но все же приятно потешить самолюбие тем, что люди возвращались именно за едой и атмосферой. А те, кто посещали наш город еще раз, возвращались практически в 100% случаев. И ситуация, когда с порога несутся в туалет искать свою надпись, и счастливые выходят потому, что нашли — была обыденностью.

Но это все будет попозже. А сейчас, как всегда внезапно, нарисовалась очередная проблема. Сначала цены на бухло были на довольно таки приемлемом уровне. Примерно дороже на 30%, чем в соседнем супермаркете. И это вызвало приток клиентов, которые заказывали одну кружку пива и цедили ее целый час, поджидая свою жертву. Вдобавок бесплатные сухарики неиллюзорно намекали, что кроме одного пива ничего они больше не закажут. Когда заканчивалось пиво, они просто ели сухарики. А официанты их подносили, поскольку такова была процедура. Пасочка с сухариками не должна пустовать.

Это были не спившиеся алконафты от которых разило мочой за километр. Обычные люди, завсегдатаи местных генделыков. Но в местных генделях ассортимент оппонентов в жарких спорах о том, как им реорганизовать Рабкрин не менялся годами. А у нас можно было легко найти свежую жертву и качественно, с оттяжкой, спорить до хрипоты с самим собой на предмет того, как хорошо или плохо жить в ЕС, России, или «подставить название родной страны туриста».

Причем они были настолько беспардонные и панибратские, что это не налазило ни на одну голову. Человек мог без приглашения подсесть к парочке, уютно сидящей за дальним столиком, полвечера продержавшись за ручки, чтобы обсудить животрепещущую проблему беженцев ЕС. Проблема, конечно серьезная. Но парочке плевать на нее, они надышаться друг другом не могут, и вынуждены сначала кивать, оторопев от наглости подсевшего к ним за столик благородного дона, а потом, просто быстро рассчитавшись скомкать вечер. По крайней мере в нашем ресторане.

Пришлось умножить ценник на бухло на три. Благородные доны быстренько ретировались в свою экосистему жарких дебатов на тему «довели страну». А у нас нагрузка на кухню возросла до невероятных размеров, поскольку заказы бухла сильно уменьшились.

Но одного мы все-таки отваживали долго. Это был такой дядечка лет пятидесяти. У него когда-то была жена, но это в прошлом и теперь он жил с мамой и работал на работе. Но работал в черную, поскольку торчал кому-то за какой-то кредит, и его официальные счета были арестованы. Все приходящие на них денежные средства сразу же уходили в зрительный зал. С этим ваще в ЕС нет проблем. Любой долг достанут из жопы. Вообще не рыпнешься никуда.

Так вот, раз в месяц стабильно по средам, он нарисовывался на пороге и заказывал пельмени и 250 грамм хреновухи. Потом еще 100 или 150 и бочковые соленья. И начинал свою охоту. Даже взлетевшие в небеса цены не могли его вернуть к маме домой, поскольку деньги он от маменьки приныкивал. Если он не находил жертву, то весело весело дискутировал с моим компаньоном, вызывая жгучее желание пристукнуть его. Но избавились мы от него изящно. Мы ему дали в долг. Всего-то на 15 евро. И все. Он пропал.

Я долго выслушивал за эти пятнадцать евро, но потом кагбе намекнул, что если проблема может решиться за деньги, то это кагбе и не проблема, а так — неприятности. Всего лишь за каких-то 15 евро мы избавились от надоедливого чудовища распугивавшего посетителей. Компаньону пришлось согласиться с этими железобетонными доводами.

Полгода мы жили нормально. И вот. Аккурат в среду. Случилось это. Нам вернули долг. И заказали еще на 20 евро.

Нееееееееет!

Это он только с виду упитанный. А ваще от голода пухнет.


А еще котик ест крипту. И морда у него не треснет.
Tags

Related Articles

Close
Close